Началом международных отношений между Россией и Белоруссией как независимыми государствами можно считать подписание Беловежских соглашений и образование СНГ после распада СССР в 1991 году.
На своих первых выборах и в последующей своей деятельности президент Белоруссии Александр Лукашенко активно разыгрывал тему объединения с Россией. Цель была всегда одна – политический и экономический торг с Москвой.
Реальные перспективы создания союзного государства появились после подписания договора 2 апреля 1996 года. В тот момент это было выгодно и Ельцину — через два месяца президентские выборы, и Лукашенко, который надеялся возглавить союзное государство.
Вскоре выяснилось, что каждая из сторон хотела бы получить собственную выгоду от объединения. Практическая реализация объединения стран сразу столкнулась с организационными трудностями.
Президент России Владимир Путин предложил при формировании руководящих органов союзного государства учитывать состояние экономик и численность населения участников. Александру Лукашенко фактически предлагался вариант вхождения Белоруссии в состав России, а ему самому — должность полномочного представителя президента Российской Федерации в Белорусском федеральном округе. В ответ на это Лукашенко обвинил Путина в попытках раздробить Белоруссию на субъекты Федерации (по количеству областей), которые потеряли бы единство.
Периодический обмен язвительными замечаниями между двумя руководителями продолжался длительное время. Были причины:
— политический скандал, начавшийся с задержания в Белоруссии российских журналистов по обвинению в незаконном пересечении белорусско-литовской границы;
— «молочная война» в апреле 2017 года – Россельхознадзор после проверки запретил поставки в Россию продукции ряда белорусских предприятий, выпускающих сливочное масло, сухое молоко и сыр;
— нелегальный провоз в Россию «санкционных» товаров;
— постоянные требования снижения цен на поставляемые в Белоруссию нефть и газ, что привело к недополучению в бюджет России только в 2019 году 7 млрд. долларов;
— Минск не признает Крым, когда вся стратегическая подноготная истории уже раскрыта до мельчайших деталей.
Не смотря на серьезные разногласия, есть и положительные моменты:
— в Белоруссии работают около 2,5 тысяч совместных предприятий с участием российского капитала;
— каждая вторая компания с белорусским капиталом за рубежом находится в России;
— в Белоруссии размещены 2 военные базы;
— создано фактически единое миграционное пространство.
Сложности в принятии взаимовыгодных решений между двумя странами заключаются том, что Россия вернулась к статусу ведущей мировой державы, Белоруссия осталась в статусе небольшой
республики без самодостаточной экономики и сидящей на российских субсидиях. Продолжение существования Союзного государства сомнительно.
Разногласия сторон становятся все серьезней.
Белорусские НПЗ производят топливо из российской нефти, которую получали «по братской цене», то есть в среднем с 18-процентной скидкой от мировой. 24% топливного экспорта Минск направляет на Украину. И плевать, что оно используется в украинских танках, убивающие людей на Донбассе.
Минск прорабатывает с Польшей варианты поставки, в том числе американской и саудовской нефти, через порт в Гданьске и далее трубопроводным транспортом в Беларусь.
11 мая танкер с нефтью из Саудовской Аравии прибыл в порт Клайпеды. Начинается поставка нефти из США. 17 мая из порта Beaumont в Техасе по направлению в Клайпеду вышел танкер с 80 тоннами американской нефти сорта Bakken.
Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.